Специфика и возможности подготовки будущего педагога по физической культуре непосредственно связана с качеством и возможностями адаптивного и акмеверифицированного знания, используемых педагогом в соответствии с учетом индивидуальных особенностей и нормального распределения способностей и здоровья в генеральной совокупности обучающихся. Одним из направлений, акцентирующих внимание на качестве адаптивного знания, является педагогическая практика [1-2]. Другим направлением является формирование потребности в моделировании новых педагогических средств и методов, педагогических технологий и средств оценки и контроля качества организуемой деятельности. В таком понимании метод педагогического моделирования является методом исследования, методом детализации и уточнения, обновления и создания различных педагогически верифицируемых средств (педагогические средства в данном случае понимаются в широком смысле – идеальные и материальные объекты и продукты жизнедеятельности личности и общества) [3-14].
Адаптивное знание [15-16] как специфически выделяемое знание в контексте упрощения и использования дидактического материла определяется важным в процесс качественной подготовки педагога. Многообразие форм и ресурсов детализации и упрощения дидактического материала определяется в системе модификации знания способностями и возможностями обучающихся, в структуре психолого-педагогической антропологии данная особенность относится в детерминации к интеллектуальному возрасту обучающегося [17-18]. Адаптивное знание в широком смысле – это знание, словесно-логические модели которого доступно, наглядно, научно, ситуативно, целостно, системно, объективно и в соответствии с другими принципами современной теории познания (гносеологии) позволяют качественно изучить тот или иной материал, изучаемый в системе непрерывного профессионального образования. Адаптивное знание в узком смысле – целостное, доступное, своевременное, ситуативное разъяснение того или иного объяснения или уточнения.
Определим в структуре научного познания и научно-педагогического исследования [19] понятие «адаптивное педагогическое знание» в широком, узком, локальном смыслах.
Адаптивное педагогическое знание в широком смысле – это методически и методологически детерминируемое педагогическое средство, фасилитирующее познание, изложение и изучение дидактически заявленных единиц изучаемого материала, обеспечивающее обучающемуся и педагогу все смысловые, ценностные, гносеологические и прочие аспекты использования знания как средства достижения образовательной программы и цели развития личности, оснащающих ресурсами своего воспроизводства качественное формирование компетенций как основной единицы и функции современного образования, определяемого и визуализируемого через сформированность своих компонентов «знать», «уметь», «владеть», системно позволяющих направлять и корректировать развитие личности в поле решений поликультурных, образовательных противоречий «хочу – могу – надо – есть».
Адаптивное педагогическое знание в узком смысле – это продукт деятельности образовательной системы в модели верификации качества современного образования, реализующего государственный и региональный компоненты современного образования, обеспечивающего личность разнообразием и своевременной коррекцией модели социализации и самореализации, самосовершенствования и саморазвития, самоопределения и самоутверждения.
Адаптивное педагогическое знание в локальном смысле – это продукт деятельности педагога, отражающий качественное решение задач современного образования в структуре педагогического взаимодействия «обучающийся – педагог», «родитель – педагог», обеспечивающий социальное и воспитательно-образовательное пространство гибкими моделями взаимоотношений, предопределяющими формирование потребностей в условно бесконфликтных отношениях, здоровом образе жизни и активной жизненной позиции, культуре взаимоотношений и культуре самостоятельной работы, толерантном восприятии основ гуманизма и продуктивности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях, патриотизме и гражданственности, всех ценностей и способов воспроизводства социальных благ, ценностей, продуктов и объектов науки, культуры, спорта, искусства.
Адаптивное педагогическое знание в разных смыслах и масштабах описания и реализации является следствием реализации идеи гуманизма и толерантности, определяется условием соблюдения ФЗ N 3266-1 «Закон об Образовании», ст.2 «Принципы государственной политики в области образования», п.2 «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».
Определим возможности изучения адаптивного педагогического знания в структуре изучения педагогических дисциплин.
Курс «Введение в педагогическую деятельность»: адаптивная функция профессионально-педагогического знания может быть определена в структуре качества и возможностей изучения педагогической дисциплины, в таком понимании весь объект тестовых заданий и их разнообразие представляет интерес в системе анализа и сопоставления моделированных заданий [20] с условиями развития личности будущего педагога и его специфической направленностью на будущую профессионально-педагогическую деятельность. Такая практика исключает унификацию изучения дисциплин педагогического блока, т.к. все примеры и все нюансы педагогической деятельности лежат в поле общепедагогической и специальной педагогической подготовки. Примером может быть выбор типа задания, выносимого на контроль самостоятельной работы студента. Студентам-филологам лучше всего предложить задание в форме сочинения, студентам педагогам по физической культуре задание в форме сочинения выдавать нельзя, т.к. во фронтальном опросе о симпатии и антипатии к сочинениям и изложениям больше 90% высказываю мнение, что необходимость сочинений и изложений в решении задач самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность» отсутствует. Если предлагать задания, интерес к которым минимизирован или вызывает негативное отношение, то мы будем отмечать не повышение качества обучения и образования, а его снижение. Студентам-педагогам по физической культуре можно предложить выполнить самопрезентацию, в структуре которой студент будет описывать свои достижения в спорте, потребность в самовыражении и решении задач развития личности через занятия спортом и тренерскую деятельность. Для студентов с общей физической подготовкой (не занимавшихся никаким видом спорта) – определяется вместо тренерской работы – работа с обучающимися в реализации модели занятий физической культурой.
Унификация в ресурсах формирования потребностей и предпочтений – наиопаснейшее явление, к такому выводу мы подводим обучающихся в рамках адаптивного знания, характеризующего упрощенные формы представления данных в дидактических примитивах, визуализирующих те или иные ценности и продукты культуры, спорта, искусства, науки. Примером для спортсменов могут быть те нормативы, по которым присваиваются звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта для спортсменов и спортсменов-инвалидов.
Курс «Теоретическая педагогика» – наисложнейшая область профессионально-педагогического знания. Начнем с того, что адаптация и адаптивное знание в данном курсе не содержит основ специальной педагогики, как это было в структуре подготовки специалитета [21], курс «Теоретическая педагогика» [22-26] состоит из таких разделов, как «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория воспитания», «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования». Все специфически выделяемые задания, выносимые на контроль качества изучения данного курса, являются продуктом профессионального опыта педагога, определяющего важность и состоятельность выполняемых заданий в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре. Особенности и практика такой подготовки описана в ряде научных публикаций [27-33], в данной работе мы не будем акцентировать на невозможном пристрастии некоторых педагогов к унификации заданий и унификации выбора педагогических средств оценки качества сформированности компетенций.
Курс «Практическая педагогика» [34-41] определяется в модели изучения через составные акмеверифицированного и адаптивного знания, специфические нюансы разработки методического и программно-педагогического обеспечения являются условием развития и эволюции педагогической мысли современного образования. Выделенные адаптивные учебные пособия [39-41] являются точной копией акмеверифицированной практики изучения дидактического материала [36-38] (имеется в виду копия-принадлежность по структуре дидактического контроля качества сформированности компетенций современного высшего профессионального образования), отличием их является описание заданий и пояснение их возможности выполнения.
Курс «История педагогики» [42] также должен быть построен в соответствии с разделением качества и возможностей обучающегося определять и решать задачи современного образования в структуре учета исторических аспектов развития педагогического процесса или явления. Примером данного факта может явиться работа [27].
Курс «Методика воспитательной работы» [43] – наисложнейший курс в модели подготовки будущего педагога, т.к. все составные будущей профессионально-педагогической деятельности в большей степени опирается на воспитание, а не на обучение, примером являются понятия и процессы такие, как «физическое воспитание», «физическая культура».
Специфика изучения курса «Методика воспитательной работы» напрямую связана с возможностью развития личности обучающегося и качественного его включения в систему непрерывного образования, но особенности осуществления такого рода деятельности в своей основе описаются не на процесс обучения и воспитания, а на процессы воспитания и культуры, как высшей формы отображения, представления, визуализации, детерминации и реализации тех или иных требований, норм, практики и прочих составных единиц ноосферы.
Физическое воспитание опирается в своей основе на условия и специфику нормального распределения способностей и здоровья обучающихся, генеральная совокупность которых представляет собой интерес в педагогической практике для верификации качества предлагаемых дидактических и программно-педагогических средств, возможности которых подбираются в рамках реализации идей адаптации и акмеверификации педагогической поддержки и помощи, стимуляции и коррекции, взаимодействия и общения.
Физическая культура определяется также в соответствии с особенностями развития личности обучающегося, его принадлежности к одной из трех групп.
Возможности адаптивного знания и адаптивного педагогического знания будут нами рассмотрены в дальнейших работах по адаптивной педагогической поддержке обучающихся, занимающихся плаванием, а также различными видами фитнеса, в том числе и с использованием занятий на воде.
Библиографический список
- Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будущего педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного становления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56573
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Михалев И.А., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Педагогическое моделирование в детерминации определений категориального аппарата современной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12721
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Козырева О. А. Психолого-педагогическая антропология: программа и контрольно-измерительные материалы : учебно-методическое пособие для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА, 2006. 153 с.
- Козырева О. А. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 266 с. [+DVD].
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студ. пед. вузов спец. «033100 – Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. №8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658